РБК.Нижний Новгород,
1 сентября 2017 г.
Признак взросления: нижегородские компании вновь присматриваются к ДМС
1139 просмотров
В 2017 году многие компании с пропиской в Нижнем Новгороде впервые заинтересовались инструментом добровольного медицинского страхования. Об этом РБК-Нижний Новгород рассказали опрошенные участники рынка. По мнению экспертов, интерес вряд ли связан с улучшением экономической ситуации. Скорее, можно говорить о взрослении топ-менеджмента, влиянии западных образцов и необходимости соответствовать иностранным рынкам.
Вместе с тем, для Нижнего Новгорода ДМС остается исключительно корпоративным продуктом. Доля розничных клиентов, осознанно приобретающих полисы за свой счет, ничтожна, а схемы софинансирования и франшизы, в которых расходы на здоровье делятся между работодателем и персоналом, распространены крайне слабо, и этим местный рынок принципиально отличается от столичного.
Такая разная цена
Средней стоимости медицинских полисов, как и средней температуры по больнице, в природе не существует. Слишком многое зависит от набора видов медицинской помощи - амбулаторно -поликлинической, стоматологической, стационарной, от ценового уровня клиник и численности коллектива клиента. Имеет значение история взаимоотношений страховой компании и страхователя, рентабельность услуги по договору за предыдущий год. Реклама
Для части работодателей, активно практикующих ДМС, страховка дорожает из-за высокой убыточности продукта, когда обращаемость за медицинской помощью превышает стоимость страховки в два, а то и три раза. В большинстве же случаев для лояльных клиентов страховщики держат цены, убеждая частную медицину воздержаться от роста тарифов.
Ранее в исследовании РБК за 2016 год подорожание ДМС для Москвы оценивалось в 10%, для провинции – в 5%. В 2017 году практически никто из крупных сетевых клиник в Нижнем Новгороде расценки не индексировал, рассказывает руководитель блока медицинского страхования нижегородского филиала ОАО «АльфаСтрахование» Сергей Миронов. «Это взаимовыгодная работа, где мы помогаем клиенту не повышать расходы, а клиника помогает нам удерживать финансовые показатели», – поясняет он.
У САО «ВСК» другие данные: в среднем за год тарифы частных медучреждений Нижнего Новгорода растут на 10-15%, и последний год исключением не стал. «В большей степени повышение касается стоматологических услуг за счет роста стоимости расходных материалов , особенно импортных», – отмечает руководитель дирекции личного страхования нижегородского филиала Юлия Захарова.
По словам собеседницы агентства, в небольших организациях страховка, как правило, стоит одинаково для всех сотрудников, в то время как в компаниях с численностью от 500 человек применяется градация. «Разница может быть как по набору видов медицинской помощи, так и по списку ЛПУ. Для ТОП менеджеров и руководителей среднего звена это клиники бизнес- и VIP-класса, для сотрудников – клиники средней ценовой категории», – поясняет Захарова.
В «АльфаСтраховании» утверждают, что в чистом виде грейдирование персонала по уровню медицинской защищенности в ДМС не принято, что в целом свидетельствует о стремлении соответствовать принципам уравнивания социальных пакетов в странах Запада. Такие порядки действуют в компаниях с иностранным капиталом, работающих в Нижнем Новгороде.
Впрочем, практика приобретения дифференцированных страховых продуктов в России никуда не делась. В некоторых отечественных организациях могут действовать до 10 программ ДМС одновременно. «Как правило, статус и должность сотрудника в серьезных бизнесах принципиального значения не имеют. Это в чистом виде решение работодателя, который вполне готов поощрить заслуженного сотрудника на невысокой должности полисом ДМС с максимальным наполнением», – говорит Сергей Миронов.
Антикризисное ДМС
Для медстрахования в турбулентный период эксперты РБК ранее назвали два разнонаправленных тренда. Стремление сэкономить побудило работодателей сокращать бюджеты ДМС, в то время как персонал стал пользоваться страховкой более охотно. Потребность в продукте среди работников выше, чем год-два назад, подтверждают тенденцию опрошенные собеседники. Вместе с тем, работодателю это может быть не менее полезно как финансово, так и с точки зрения конкуренции на кадровом рынке.
«Снижается заболеваемость и количество больничных листов. При прочих равных условиях люди предпочитают работодателя, у которого в социальном пакете есть ДМС. Среди клиник наиболее востребованы многопрофильные медицинские центры с развитой филиальной сетью и ежедневным режимом работы, а это позволяет сотруднику получать медицинскую помощь не в ущерб рабочему времени», – говорит Юлия Захарова из «ВСК».
Многие малые и средние предприятия в Нижнем Новгороде начали пользоваться ДМС только в 2017 году, заявляют в «АльфаСтраховании». Налоговые льготы участникам системы – не менее сильный стимул, чем снижение издержек по потере трудоспособности или немонетарная мотивация в HR. Вдобавок, изменить отношение к страховке обязывает положение компании на определенных рынках.
«Многие компании работают с международными партнерами, а на Западе, особенно в англо-саксонских странах, ДМС является признаком хорошего тона. Если в компании это есть, значит она успешна, понимает, как работает экономика, и как нематериальная мотивация помогает управлять человеческими ресурсами. Наши компании, стремящиеся быть в этой системе координат, начинают этим пользоваться, чтобы выдержать необходимый уровень на своих рынках», – объясняет происходящее Сергей Миронов.
Отношение менеджмента к страхованию персонала – это признак взросления, и оно вряд ли зависит от макроэкономической конъюнктуры, считает Управляющий партнер консалтинговой группы «ФОКС-Финанс» Андрей Лисин. Пример тому – IT-компании, где может быть эфемерен корпоративный дух, но не социальный пакет. В большинстве других бизнесов основным активом являются складские помещения, транспорт, оборудование и технологии, а боссы о ДМС, как налоговом или мотивационном инструменте, могут и не знать.
«Бывает, до руководителя вдруг доходит, или грамотный консультант доносит экономический эффект. Бывает и наоборот: компания дорастает до определенного уровня, обретает стабильность, и руководство, если оно грамотное, начинает думать об интересных ходах», – комментирует эксперт.
Волшебное слово «оптимизация»
И все же, на услугах ДМС клиентам экономить приходится, признают участники рынка. Хотя работодатели предпочитают говорить об оптимизации процессов. Если компания в системе медстрахования чувствует себя уверенно, часть средств высвобождается на другие направления. Тем не менее, наполнение полисов до кризиса и сегодня отличается существенно.
Еще несколько лет назад почти все клиенты включали в ДМС все виды медицинской помощи, рассказывает Юлия Захарова. «В настоящее время, для оптимизации расходов, в полис ДМС включают только амбулаторно-поликлиническую помощь, ввиду ее наибольшей востребованности у работников. Такой полис существенно дешевле, чем полис с полным набором видов медицинской помощи», – говорит представитель «ВСК».
Примерами первоочередных отказов от рисков страховщики также называют переход от плановой к экстренной госпитализации, замену полной диспансеризации отдельными видами скрининга. А вот попытка выгадать на смене страховой компании – это заблуждение, утверждает Сергей Миронов из «АльфаСтрахования». Для клиента,который не знаком страховщику, все процессы начинают выстраиваться заново. «Стартап договора, как правило, самый травматичный и затратный. Как раз наоборот, работодатели с целью экономии стремятся пролонгировать договор, получив дополнительную скидку за лояльность», – комментирует собеседник.
Юлия Захарова из «ВСК» называет еще один типовой маневр работодателя – переход на непрямой доступ к медуслугам по ДМС. Обращение в лечебные учреждения организуется по гарантийному письму от страховщика. «Такие полисы дешевле, чем при прикреплении к ЛПУ по прямому доступу. Для больших коллективов это существенная экономия», – говорит она.
В чистом виде непрямой доступ к экономии не приводит, возражают в «АльфаСтраховании». Этот инструмент применяют сами страховщики, а среди работодателей он непопулярен, сообщает Сергей Миронов. «Страховая компания и клиника получают информацию от работника, а он может предоставить как достоверную, так и недостоверную информацию. Включение медпульта в страховую программу и непрямой доступ через гарантийные письма – это инструмент не экономии, а дополнительной экспертизы и информирования застрахованных», – поясняет собеседник РБК-Нижний Новгород.
Сегмент, которого нет
В 2016 году в РБК попытались сегментировать рынок на корпоративное и розничное ДМС. По версии московских коллег, на юридические лица приходилось 87% страховок, на граждан – 13%. Для Нижнего Новгорода такое соотношение неактуально, говорят в региональных филиалах «ВСК» и «АльфаСтрахования». В обеих компаниях заявляют, что на долю корпоративных клиентов приходится 99% бизнеса.
Зачаточное состояние розницы в «ВСК» связывают с низкой востребованностью полисов в Нижнем Новгороде. В столицах ситуация лучше. В целом же, линейка страховых продуктов для физических лиц разнообразна. «Среди клиентов нашей компании в Москве и Санкт-Петербурге популярны страховые полисы по программам «Антигрипп», «Антиклещ», «Медицина без границ», «Медицинская помощь при ДТП», «Врач online», «Педиатр online», – говорит Юлия Захарова.
Такие продукты относятся к категории коробочных – они просты, понятны и недороги для потребителя, подмечает Андрей Лисин. По этим полисам можно получить лечение на сумму, в разы превышающую стоимость страховки, о чем знают очень немногие. «Люди обращают на себя внимание в последнюю очередь. Сначала страхуют железку, потом, если есть, кирпичи. Приходит время, и они понимают, что машину и жилье можно поменять, а здоровье – нет», – комментирует управляющий партнер «ФОКС-Финанс».
Сергей Миронов и вовсе не видит точек роста в розничном ДМС. Пока большинство россиян надеются на систему обязательного медицинского страхования, доля добровольного останется ничтожной, прогнозирует он. В «АльфаСтраховании» работают с физлицами только в виде дополнительной опции и в рамках программы лояльности, например, для родственников сотрудников особо ценных корпоративных клиентов.
Стратегические исключения делаются и для софинансирования покупки полиса из средств персонала крупных компаний. Широко распространенная в США схема 80x20 в России применяется редко, и серьезные страховщики работать по ней не любят. Человек, заплативший собственные деньги, обязательно воспользуется страховкой, причем на сумму, явно превышающую стоимость полиса, рассуждает Сергей Миронов. Вдобавок, работодатель и страховщик оказываются перед фактором негативного расслоения коллектива.
«Если работает 100 человек, 10 самых больных заплатят свои деньги и приобретут полис, а 90 здоровых откажутся от страхования вообще. Мы получаем негативное сегментирование коллектива, а в качестве клиентов – самую озабоченную здоровьем его часть», – аргументирует собеседник.
В Нижнем Новгороде есть отдельные компании с софинансированием 50x50, но в большинстве случаев персонал оплачивает не более 5-10% страховки. Куда интереснее перспективы франшизы, когда сотрудник с полисом на руках доплачивает за услуги непосредственно в клинике и подходит к лечению более осознанно.
По развитию франшизы в ДМС Нижний Новгород заметно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга. Говоря об этом, страховщики указывают на отсутствие нужного уровня IT-технологий в большинстве ЛПУ. Контакты страховых компаний и клиник по новому для них формату начались в 2016 году. Несколько учреждений могут работать по франшизе уже сегодня, однако готовых клиентов пока практически нет.
Вся пресса за 1 сентября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Маркетинг, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
В ФФОМС заявили, что цифровые полисы ОМС сегодня у 22 млн россиян
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 19 декабря 2024 г.
В Свердловской области премии по страховкам выросли на 49% за год
|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 декабря 2024 г.
Не только онкология
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 19 декабря 2024 г.
«BUSINESS GUIDE РЕЙТИНГ ТОП - МЕНЕДЖЕРОВ ГОДА»
|
|
Ведомости, 19 декабря 2024 г.
Владелец сгоревшего склада Ozon ответил на претензии «Ингосстраха»
|
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|